Эстетика



ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ
Основные понятия:
эстетика; прекрасное; искусство; эстетическое отноше-ние к действительности; познавательное отношение к дейст-вительности; нравственное отношение к действительности; философия; культурология; психология; социология; искус-ствоведение; художественная критика.
ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ЭСТЕТИКА»
Учебный курс «Эстетика» имеет своей целью приобщение к эстетической информации для последующего самостоятельного эстетического творчества. Освоение эстетических ценностей предполагает их переход в личностные смыслы.
В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые эстетические учения; специфику эстетического отно-шения к действительности; понятийно-категориальный аппарат эстетики; сущность искусства, его функции и виды.
В тексте лекций для удобства освоения материала выделя-ются:
• жирным подчеркиванием – подвопросы внутри вопро-са лекции;
• жирным курсивом – основные понятия темы и персо-налии;
• подчеркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭСТЕТИКИ
Исторически сложился целый ряд определений эстетики, которые, отражают развитие ее содержания.
1. Эстетика – учение о красоте и об искусстве. Это про-стейшее определение. Красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Ис-кусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ри-туальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Однако термин «эстетика» в научный оборот ввел немецкий фи-лософ Александр Готлиб Баумгартен 1750 г.
2. Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике бы-та, эстетике мышления, эстетике общения.
3. Эстетика – это философия прекрасного и философия ис-кусства. Эта формулировка подчеркивает философский характер эстетического знания. Создателями эстетических концепций яв-ляются те же авторы, которые вошли в историю философских учений, ибо вопрос о красоте – не какой-то частный вопрос. От-вет на вопрос о прекрасном зависит от ответа на фундаменталь-ные философские вопросы: что есть человек, каково его место в этом мире, какими способностями он обладает. Способность по-нимать прекрасное составляет специфику человеческого бытия, ибо воспринимать красоту и творить прекрасное может только человек. И наоборот: настоящим человеком является тот, кто мо-жет видеть и творить по законам красоты. Эстетика занимается философским обоснованием прекрасного и философской интер-претацией искусства.
4. Баумгартен образовал термин «эстетика» от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие) и опреде-лил эстетику как науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще». Чувства, о которых писал немецкий мыслитель, отличаются от простых ощущений, это душевные пе-реживания, развиваемые с помощью изящных искусств. Филосо-фия XVIII века подразделяла способности человека на разум, во-лю и чувства, и в соответствии с этим выделяла три главные фи-лософские науки: логику, этику и эстетику. Необходимость вы-делить прекрасное в особую сферу появилась тогда, когда в об-щественной практике наука потеснила искусство. Эстетика стала напоминанием о полноте жизни, о необходимости не только ра-ционального, но и эстетического отношения к миру.
5. Эстетика – философское учение об эстетическом отноше-нии к действительности и об искусстве как высшей форме эсте-тической деятельности. Это современное синтетическое опреде-ление показывает, что эстетическое отношение находится в ряду других видов отношения человека к миру. Кроме того, оно не сводится к прекрасному, эстетическое отношение выражается в таких категориях как возвышенное, трагическое, комическое, низменное и даже безобразное. Прекрасное остается эстетиче-ским идеалом, однако не все в жизни и в искусстве идеально.
Сущность эстетического отношения к действительности становится понятной в сравнении с познавательным и нравствен-ным отношением к миру.
Познавательное отношение характеризуется такими па-раметрами как: повторяемость и универсальность его результа-тов, доказательность знания. Объект познавательного отношения предстает безлично, и познающий субъект тоже абстрагируется от своих личностных свойств. В противовес этому эстетическое отношение предельно личностное, в нем субъективность не толь-ко не мешает, но позволяет выявить закономерности прекрасно-го. Эстетическое отношение дает чувственное постижение зако-номерностей мира.
Нравственное отношение к действительности отличается нормативностью (оно строится в соответствии с правилами), ри-гористичностью (правила морали не выбираются участниками, а предписываются им), наличием санкций за неисполнение норм. В отличие от этого эстетическое отношение свободно, гармонично и является способом самовыражения личности.
ЭСТЕТИКА И ДРУГИЕ НАУКИ
Приведенная схема показывает пересечение предмета эстетики с другими гуманитарными дисциплинами. Как уже отмечалось, эс-тетика – философское учение, она изучает эстетическое отношение как одно из фундаментальных особенностей человеческого бытия. Эстетика исследует психологию творческого процесса и психологию художественного восприятия. Эстетика включает также социологию искусства, анализ роли искусства в общественной жизни, а также интересуется социальными предпосылками тех или иных пред-ставлений о красоте. Эстетику и культурологию объединяет вни-мание к художественной культуре, выработанной человечеством. Искусствоведение занимается анализом тенденций в художест-венном процессе, оно специализировано в соответствии с разны-ми видами искусства, эстетика же изучает сущность и функции всякого искусства, базовые закономерности его развития. Нако-нец, художественная критика, которая разбирает конкретные произведения, поставляет эстетике конкретный материал для анализа, и в свою очередь, руководствуется общими эстетиче-скими критериями.

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Основные понятия:
гармония; мера; космологическая эстетика; музыкаль-но-числовая гармония; канон; антропологизм; субъективист-ский подход; релятивистский подход; гедонистический под-ход; целесообразность; калокагатия; первообраз; рационали-стическая эстетика; идеалистическая эстетика; мимезис; тра-гедия; катарсис; возвышенное; религиозная эстетика; свет; цвет; символическая эстетика; икона; романский стиль; го-тический стиль; антропоцентрическая эстетика; пейзаж; пер-спектива; трагическое; метод идеализации; классицизм;

Источник: Дятловская районная газета "Перамога" и интернет-портал http://diatlovonews.by/